5 самых частых проявлений
в поведении подростка,
с которыми сложно мириться
🔴 Проявление №1 «Подросток ничего не хочет»
🔴 Проявление №2 «Отстань, это моя жизнь! Что хочу, то и делаю»
🔴 Проявление №3 «Ненавижу школу и учителей»
🔴 Проявление №4. Истерики, крики, хамство и грубость
🔴 Проявление №5 «Гаджет прирос к руке»
Что с подростком? Заболел? 😥
Что бы вы ни предложили, он ничего не хочет. Даже любимое когда-то хобби уже не зажигает.
Телефон под паролем, в комнату вход воспрещен, соцсети — священная территория.
В душу закрадывается тревога. Почему подросток так подозрительно себя ведет? Что он скрывает? Как бы его проконтролировать…
Спокойно. Ваш ребенок проходит важный этап сепарации. Отстаивает свои границы, формирует личное пространство, учится принимать решения, пробует самостоятельную жизнь на вкус.
Это естественный процесс.
Иногда мы чувствуем себя саперами на минном поле: никогда не знаешь, в какой момент рванет. Кажется, любая мелочь может вывести его из себя.
Но! Спокойствие, только спокойствие.
Ребенок так невыносимо себя ведет по нескольким причинам:
– Бушуют гормоны. Кортизол (гормон стресса) — через край, а область мозга, которая отвечает за саморегуляцию, еще не созрела. Поэтому подросток не всегда способен себя контролировать.
– Не умеет выражать эмоции. Ребенок чувствует, что ему плохо, но как донести эти эмоции словами, не знает. Бесится, хлопает дверями, кричит. Но через 10–15 минут «разряжается». Сверкнула молния — и погасла. А нервная система родителей потеряла сто миллионов клеток😀.
– Проверяет границы. Прощупывает реакции родителей: «Если я поведу себя вот так, вы все равно меня будете любить?»
Кажется, для ребенка не существует ничего, кроме игр, мемов и переписок. Даже спит в обнимку с телефоном и завтракает с ним 🙄
Без паники!
Вспомните, когда вы сами берете телефон в руки (за исключением случаев, когда того требует ситуация):
— Когда устали и хочется отвлечься и расслабиться.
— Когда нервничаете и надо переключиться или держать руку на пульсе.
— Когда скучно и хочется чем-то разнообразить досуг.
У ребенка те же причины.
Телефон — это место, где можно перевести дух, приятно провести время, подзарядиться.
У ребенка все дураки, уроки бесполезные, школа — отстой. Даже любимый некогда предмет не приносит удовольствия.
Просишь объяснить, в чем дело — ноль аргументов, только негодование.
Выдохните.
В подростковом возрасте категоричность мышления и снижение мотивации к учебе — обычное дело.
Подростковый мозг запрограммирован на борьбу с «несправедливостью». Школа с ее правилами и дисциплиной — идеальный объект для протеста.
Образование для ребенка перестает быть приоритетом. У него появляются другие интересные занятия, а учеба — это скучно.
Ему хочется сконцентрироваться на том, что действительно нравится, пробовать что-то новое, искать себя, а школа в его планы не входит и только отнимает время.
Состояние «ничего не хочу» совершенно естественно для взрослеющего ребенка. И виной всему — гормоны.
Тело еще не взрослое, но уже и не детское. А на перестройку требуется очень много энергии.
Ребенок просыпается уже уставшим, а тут еще школа, кружки, секции, уроки 😩.
Все силы организма брошены на то, чтобы подготовить тело к взрослой жизни. И поэтому включается «режим энергосбережения».
Так что отсутствие интереса даже к некогда любимым занятиям в период пубертата — НОРМА.
✅ Уважайте границы, но держите мягкий контакт. Чтобы ребенок знал, что всегда может рассчитывать на вашу помощь, если она ему вдруг понадобится.
Сепарация — это не бунт против вас, а крайне важный шаг на пути к взрослению.
✅ Не давите на него. Не надо заставлять куда-то идти, что-то делать, если в этом нет особой нужды и срочности. Дайте ему чуть больше свободы.
✅ Создайте безопасную среду. Чтобы у ребенка было уютное место для отдыха, где ему никто не читает нотаций. Чтобы он имел право на «лень» и плохое настроение.
Ваша задача не растолкать подростка любой ценой, а дать ему время на адаптацию. А еще быть рядом, если ему потребуется ваша помощь.
***
— Сынок, давай сходим в кино? Помнишь, мы хотели на этот фильм?
— Не хочу, иди сама… (Не отрываясь от телефона.)
— Ариш, давай с нами в парк. По пути за бургерами заедем.
— Не, я дома посижу. (Отворачиваясь к стенке.)
***
***
— Математика — отстой! Училка — 🤬 Кому вообще нужна эта школа?!
— А как будешь ЕГЭ сдавать и в вуз поступать?
— Да всем плевать на это ваше образование!» (Швыряет учебник.)
***
***
— Артём, вынеси, пожалуйста, мусор.
— ПОЧЕМУ ВСЕГДА Я?! (Хлопает дверью так, что дрожат стены.)
Через 10 минут (как будто ничего не случилось):
— Ма-ам, а что на ужин?
***
Главное, что стоит помнить, когда подросток снова «сходит с ума», — это не на всю жизнь. Все пройдет. Все в порядке.
Чаще всего это так. НО, к сожалению, не всегда…
Да, есть ситуации, в которых ваше вмешательство действительно НЕОБХОДИМО.
Причем внешне все может выглядеть точно так же: ребенок ничего не хочет, грубит и прячется от мира, часами сидит в телефоне. Но это может быть не нормой, а признаками опасных для подростка состояний. Сигналами того, что с ребенком что-то не так, и промедление может быть опасным.
В следующей части мы разберем те же 5 проявлений, но с другой точки зрения — когда они могут быть не нормой, а «красными флагами» в поведении подростка.
***
— Даша, хватит в телефоне сидеть! Давай за уроки.
— Сейчас… (Продолжает листать ленту.)
***
***
— С кем сегодня гуляла?
— Не твое дело! (Быстро закрывает дверь в комнату.)
— Не пойму, что у тебя там лежит?
— Это мои вещи! Не лезь! (Запирается на ключ.)
***
И что с ним не так?
⚠️ Подросток уже три часа не выходит из комнаты, а стены крошатся от его «прекрасной» музыки. Это нормально или стоит волноваться?
⚠️ Он/она не расстается с телефоном, а если просишь отложить, начинает истерить. Это адекватно или пора поставить его/ее на место?
⚠️ Ребенок орет «Отвали!» и швыряет предметы в стену (хорошо, если не в вас). Это «Ок» или «Ну все-е-е-е, сейчас получишь»?
И еще миллион поступков, которые беспокоят родителей и заставляют усомниться в собственных методах воспитания.
Сейчас мы разберем 5 типичных проявлений подросткового поведения и «переведем» их на общечеловеческий язык. Вы удивитесь, но они… скорее всего, нормальны!
(Спойлер: это может быть НОРМОЙ ✅)
– Не отрицайте его чувства.
❌ Не смей так говорить об учителях!
✅ Похоже, ты действительно злишься. Расскажи, что произошло?
– Разделяйте эмоции и оценки.
❌ Сам глупый, раз не понимаешь математику!
✅ Я вижу, тебя бесит алгебра. Давай разберемся, где именно трудности.
Держите ситуацию под контролем, но не давите сильно. Школьное время пройдет, ребенок вырастет, а ваши отношения останутся навсегда. Старайтесь быть на стороне ребенка, даже если вам кажется, что он ведет себя не совсем адекватно.
✅ Не отвечайте на гнев гневом. Скажите нейтрально: «Я вижу, ты злишься. Поговорим, когда остынешь», и уйдите в другую комнату.
✅ Не читайте нотации. В пылу ярости он вас не услышит.
✅ Обеспечьте безопасность. Если подросток крушит вещи — мягко остановите: «Я не дам тебе сломать телефон. Но можешь пнуть подушку».
✅ Введите четкое правило. Например, завтракают все без телефонов. Или убираем телефон за 2 часа до сна.
✅ Покажите личный пример. Не листайте ленту за обедом. Откладывайте телефон, когда ребенок хочет с вами поиграть или поговорить.